Система записи движений "Job's Notation"
Здесь будет рассказано о специальной системе записи движений во фристайл футбэге. Ее придумал Ben Job (Бэн Джоб), и, названная его фамилией, она звучит как "Job's notation".
Эта система существует уже много лет и является очень удобной и полезной. Знать её - священный долг каждого, занимающегося фристайлом. Она действительно полезна, с ней вы приобретете широкий кругозор в трюках и не будете ждать, что кто-нибудь объяснит вам тот или иной трюк - почитайте job`s notation - все секреты фристайла хранятся здесь, надо лишь уметь ими воспользоваться. Эта статья поможет вам разобраться в job`s notation.
Поверхности (Surface).
Каждая часть тела, которая используется для того, чтобы отбить или поймать футбэг имеет свое обозначение в Job's notation:
Носок стопы - "TOE";
Внутренняя боковая поверхность стопы - "INSIDE";
Внешняя боковая поверхность стопы - "OUTSIDE";
Колено - "KNEE".
Кроме обычных поверхностей, существуют "необычные" (Unusual Surface). При их записи после названия поверхности обязательно пишут "[UNS]":
Пятка - "HEEL [UNS]";
Подошва - "SOLE [UNS]";
Коленный сгиб - "PINCH [UNS]";
Икра - "CLOUD [UNS]";
Шея - "NECK [UNS]";
Лоб - "FOREHEAD [UNS]";
Голова - "HEAD [UNS]";
Козырек кепки - "PEAK [UNS]";
Плечо - "SHOULDER [UNS]".
Помимо обычных и Unusual поверхностей используется понятие "перекрещенных ног" (Cross body или X-body). Этот термин означает, что с футбэгом контактирует обычная или unusual поверхность ноги (только ноги!), причем эта нога заведена сзади за опорную. При их записи после обозначения поверхности пишут "[XBD]". Например:
"INSIDE [XBD]" - самая распространенная форма X-body, имеющая свое собственное название Clipper - "CLIP [XBD]". Clipper носит статус поверхности.
"OUTSIDE [XBD]" - очень редкая и сложная форма X-body, имеющая свое собственное название Dragon - "DRAGON [XBD]". Dragon также носит статус поверхности.
"HEEL [XBD][UNS]"
Начало трюка (Set).
Любой трюк начинается тем, что футбэг подбрасывают с какой-либо поверхности. Если для данного трюка важно, с какой поверхности он начинается, то ее в начале записи явно указывают:
"CLIP >" - футбэг подбрасывают с Clipper;
"TOE >" - футбэг подбрасывают с Toe;
и т.д.
В описании начала трюка не указывается тип поверхности (Unusual, X-body), так как от поверхности, с которой начинается движение, не зависит уровень сложности трюка.
Если для данного трюка не важно, с какой поверхности он начинается, то пишут:
"SET >".
Кроме простых сэтов существуют составные, которые состоят не только из, непосредственно, подбрасывания футбэга, но из нескольких дополнений. Составные сэты обычно выполняются в одно движение. Их полный список можно найти в разделе sets.
Конец трюка (Delay/Kick).
В конце трюка явно указывается поверхность, которой требуется поймать или отбить футбэг. Обычно это Clipper или Toe. При записи поверхности в конце трюка обязательно указывается тип поверхности (Unusual, X-body), т.к. от этого напрямую зависит уровень сложности трюка. В случае, когда футбэг требуется поймать, к описанию поверхности дописывается "[DEL]" (от Delay - задержка). Если "[DEL]" не стоит, то это значит, что футбэг требуется не поймать, а отбить.
Соединение отдельных частей трюка в единое целое.
Соединение отдельных частей трюка в единое целое осуществляется с помощью соединительного знака ">". Коротко он расшифровывается как "затем". А полная расшифровка такова: "Затем … при этом футбэг не должен коснуться ни одной части тела игрока, одежды, земли, другого игрока, а также всевозможных стен, потолков и пр.)".
Смена ног (Opposite/Same).
В Job's notation не указывается под какую ногу требуется делать тот или иной трюк. Здесь сразу учитывается, что любой трюк можно сделать как под правую ногу, так и под левую. Для этого были введены понятия "Same" - "та же" и "Opposite" - "другая". SAME означает, что действие должно быть выполнено той же ногой, что и предыдущее. OP (Opposite) - соответственно - другой. Например:
"TOE > OP TOE [DEL]" означает, что требуется подбросить футбэг одной ногой, а поймать другой.
Вращения ногой вокруг футбэга (Dexterity).
Подавляющее большинство трюков включают в себя вращения ногой вокруг футбэга. Слово "вращение" не означает, что ногой необходимо совершить полный оборот на 3600.
В большинстве случаев достаточно просто перенести ногу через футбэг. Вращение может проходить изнутри - наружу или снаружи - внутрь. В системе записи Job's notation вращения записываются следующим образом:
"IN [DEX]" - для вращения изнутри - наружу;
"OUT [DEX]" - для вращения снаружи - внутрь.
Кроме обычных вращений существуют "парадокс-вращения" (Paradox Dexterity). Чтобы сделать Paradox, необходимо выполнить некоторые условия:
- трюк должен начинаться в позиции X-body;
- "парадокс-вращение" выполняется сразу после Set'а (при этом не важно, простой Set, или составной);
- "парадокс-вращение" выполняется той же ногой, что и Set;
- "парадокс-вращение" может быть как IN, так и OUT.
- следующий компонент трюка после OUT "парадокс-вращения" выполняется обязательно другой ногой (OP)
При записи Paradox Dexterity к описанию вращения дописывается "[PDX]". Некоторые трюки:
"CLIP > SAME IN [PDX][DEX] > OP TOE [DEL]" - Paradox Mirage. Здесь "CLIP" является простым сэтом, а "SAME IN [PDX][DEX]" - Paradox Dexterity;
"CLIP > OP IN [DEX] > OP IN [PDX][DEX] > OP TOE [DEL]" - Blur (Stepping Paradox Mirage). Здесь "CLIP > OP IN [DEX]" является составным "Stepping" сэтом, а "OP IN [PDX][DEX]" - Paradox Dexterity.
Несмотря на достаточно четкое определение "парадокс-вращений", они до сих пор остаются самыми спорными элементами в Job's Notation, и достаточно часто трюки, которые должны быть "парадоксовыми" на самом деле таковыми не являются. Посоветовать можно только одно - верьте Job's Notation на слово, и если там написано, что трюк является "парадоксовым", значит, так оно и есть. Более подробно об этой проблеме можно будет узнать из статьи в этом же разделе.
Отдельного упоминания заслуживает концепция Symposium Dexterity. Для ее объявления перед описанием вращения добавляется "(no plant while)", это означает, что во время вращения этой ноги вокруг футбэга ни одна часть тела не должна касаться земли (т.е. вращение происходит в прыжке). Далеко не во всех случаях запись "(no plant while)" соответствует концепции Symposium Dexterity. Эта концепция относится только к так называемым "Hard Jump", это достаточно тяжело объяснить словами, и надо просто сделать Symposium трюк, чтобы понять разницу. Чтобы четко отличать Symposium Dexterity от простых, помимо записи "(no plant while)", в описании вращения добавляют "[BOD]" (несмотря на то, что Symposium Dexterity является отдельной концепцией, ей присвоено обозначение так называемых "движений телом" - "Body"). Пример:
"SET > (no plant while) OP IN [BOD][DEX] > OP TOE [DEL]" - Symposium Mirage. Здесь "(no plant while) OP IN [BOD][DEX]" является Symposium Dexterity;
"CLIP > OP IN [DEX] > (no plant while) OP OUT [DEX] > OP CLIP [XBD][DEL]" - Da Da Curve. Здесь "(no plant while) OP OUT [DEX]" не является Symposium Dexterity.
Помимо обычных IN и OUT вращений, существуют Swirl-вращения. Они выполняются в позиции X-body, когда вращение ногой идет спереди - назад (FRONT), или сзади - наперед (BACK). Для описания Swirl-вращения пишут направление вращения (BACK/FRONT) и "SWIRL [DEX]". Пример:
"CLIP > SAME BACK SWIRL [DEX] > SAME CLIP [XBD][DEL]" - Swirl.
"CLIP > SAME FRONT SWIRL [DEX] > SAME CLIP [XBD][DEL]" - Reverse Swirl.
Dexterity присутствует не только в трюках, включающих вращения ногой вокруг футбэга, это также: перевод ноги, удерживающей футбэг из положения перед собой в положение Cross-Body (или обратно), движение в стиле Pendulum, а также прыжок на опорной ноге через ногу, удерживающую футбэг, например: Rake, Wrap и Hop Over (описания смотрите в разделе Трюки второго уровня сложности (2 add moves)).
Движения телом (Body).
Кроме Dexterity многие трюки содержат в себе движения телом (Body). К ним относятся прыжки (Jump), вращения вокруг своей оси (Spin), движения головой - наклон (Duck) и подныривание (Dive). В Job's notation при записи всех движений телом используется обозначение "[BOD]". Для обозначения прыжка, в том месте, где он должен быть выполнен, пишется "(jump)". Иногда, когда для правильного выполнения трюка принципиально важен момент приземления, он обозначается "(land)".
"(jump) [BOD] > CLIP [XBD]" - Jester.
"SET > (jump) [BOD] > SAME or OP INSIDE [DEL] > OP OUT [DEX] > (land)" - Eclipse.
Вращения вокруг своей оси могут быть передними (Front) и задними (Back). В зависимости от трюка, разворот может быть от 1800 до 3600. При записи вращения сначала указывается направление вращения, после чего пишется слово "SPIN".
"SET > (back or front) SPIN [BOD] > SAME or OP CLIP [XBD][DEL]" - Osis.
Движения головой по своей сути являются одним и тем же - после Set'а футбэг пролетает над головой (при этом для удобства немного нагибаются и как бы кивают головой). Разница заключается в том, что при наклоне следующее движение происходит на другой стороне (не путать с ногами) относительно Set'а, а при подныривании на этой же. Для обозначения наклонов и подныриваний пишут "DUCK" и "DIVE" соответственно.
"TOE > DUCK [BOD] > OP IN [DEX] > OP TOE [DEL]" - Ducking Mirage.
"CLIP > DIVE [BOD] > OP IN [DEX] > OP TOE [DEL]" - Diving mirage.
Другие обозначения.
Кроме вышеупомянутых, достаточно часто встречается обозначение "(plant)" (не путать с "(land)"). Оно означает, что на этой стадии выполнения трюка ногой, которой было совершено последнее движение, необходимо коснуться земли.
Помимо стандартных обозначений - все они уже рассмотрены - существуют упрощающие обозначения. Например:
"SET > DUCK [BOD] > SAME/OP OSIS [BOD][XBD][DEL]" - здесь запись "SAME/OP OSIS [BOD][XBD][DEL]" заменяет громоздкую "(back or front) SPIN [BOD] > SAME or OP CLIP [XBD][DEL]".
Как вы видите, составляющими частями трюка являются такие усложнения (adds): [BOD], [XBD], [DEL], [DEX], [UNS]. Итак, по их количеству можно подразделять все трюки по уровням сложности. На данный момент таких уровней восемь. Но, как видно, это еще не предел...
Вывод.
Итак, с помощью Job's notation можно довольно-таки точно описать любой трюк. Эта система записи заменяет собой громоздкие и запутанные инструкции по выполнению того или иного элемента. Человеку, хорошо разбирающемуся в Job's notation, достаточно одного взгляда, чтобы понять, как выглядит трюк. Однако, несмотря на свою универсальность, Job's notation все-таки не идеальна. Например трюки Butterfly и Reverse Whirl имеют одинаковое описание: "SET > OP OUT [DEX] > OP CLIP [XBD][DEL]", в то время как их выполнение имеет одно принципиальное отличие. К сожалению, на словах это отличие очень тяжело объяснить, его надо просто увидеть. Остается надеяться, что в будущем эти огрехи будут исправлены.
Content-Disposition: form-data; name="file1"; filename=""
Content-Type: application/octet-stream